06:50 

Элегантность ёжика. Первое впечатление.

leite


Элегантность ёжика.

Добрая сказка с не очень хорошим концом.
Как и любые сказки нужная и полезная книга.
Да и язык такой очень приятный, мне бы хотелось прочесть это на французском.




"Ответ уже написан в сердце. Так что же?
Я нашла своих ближних и готовилась их любить."

"Первая — это сами раздвижные двери. С самого первого его фильма, "Вкус риса с зеленым чаем",
меня поразило японское жилище и эти раздвижные двери, которые тихо скользят по невидимым рельсам,
не разрубая помещение. Мы же, когда открываем дверь, варварски его кромсаем. Нарушаем гармонию
внутреннего пространства какой-то несуразной по форме и размерам амбразурой.
Если вдуматься, нет ничего уродливее открытой двери. В одну из смежных комнат она вламывается
с бесцеремонностью провинциала. Другую портит провалом, нелепой брешью, зияющей в стене, которая,
может, предпочла бы оставаться целой. В обоих случаях единство приносится в жертву удобству передвижения,
но его можно достигнуть и другими средствами. Иное дело — раздвижная дверь — ничего не торчит, и пространство
не страдает. Оно может трансформироваться, не теряя соразмерности. Когда такая дверь открывается, два помещения
сливаются, не уязвляя друг друга. А когда закрывается, каждое снова обретает цельность. Жизнь в таком доме —
мирная прогулка, у нас же — взлом на взломе."


"Так неужели наша цивилизация настолько пустотела, что нас все время гложет чувство, будто нам чего-то не хватает?
И мы не можем радоваться тому, что чувствуем и что имеем, если не уверены, что этого хватит надолго?
Японцы же, быть может, знают, что удовольствие как раз в недолговечном и неповторимом, и умеют обустроить
свою жизнь, исходя из этого знания?"

"И в самом деле, по сравнению с тем, что является самым существенным для всех приматов, — вопросами секса, иерархии и территории, — рассуждения о смысле молитвы у Августина Гиппонского выглядят совершенной ерундой. Мне возразят, что человеку свойственно искать смысл, выходящий за рамки естественных потребностей. А я отвечу, что верно (иначе не было бы литературы) и совсем не верно: ведь стремление к смыслу — это тоже потребность, я бы сказала даже, высшая из всех потребностей, поскольку прибегает для своего удовлетворения к наиболее действенному средству, то есть к разуму. Поиски смысла и красоты —вовсе не признак того, что человек выше животных и, в отличие от животных, видит целью своей жизни просветление духа; нет, это лучшее оружие для удовлетворения вполне обыденных и материальных нужд. Другое дело, что в силу особого устройства нервных связей, действительно присущего лишь человеку, мы придаем оружию самодовлеющую ценность, и потому разум, это совершеннейшее средство выживания, еще и позволяет нам производить сложные построения на пустом месте, порождать лишенные практического значения мысли и ничему не служащую красоту. Это своего рода сбой, незначительное следствие тонкой организации головного мозга, нефункциональная аномалия, попусту расходующая важные ресурсы."

"Будь я Коломба Жосс, студентка престижной высшей школы с блестящими перспективами, моим долгом было бы думать о прогрессе, о кардинальных вопросах выживания, благосостояния или совершенствования человечества, заботиться о приумножении прекрасного в мире или затевать великий крестовый поход в защиту подлинной философии. Тут нет строгого устава, выбор неограничен, поле деятельности обширно. Философия — не семинария, куда приходят, вооружившись Символом веры, как мечом, и поклявшись следовать единственным путем, как дорогой судьбы. Хотите изучать Платона, Эпикура, Декарта, Спинозу, Канта, Гегеля или хоть Гуссерля? Заниматься эстетикой, политикой, моралью, эпистемологией, метафизикой? Преподаванием, исследованием, культурой, написанием собственных сочинений? Пожалуйста. Важно одно: какова ваша цель? Развивать философскую мысль, способствуя общественному благу, или же погрузиться в схоластику, которая печется лишь о непрерывном самовоспроизведении и задача которой — воспитывать все новые и новые поколения бесплодной элиты, благодаря чему университет превращается в секту." (c) Мюриель Барбери
(c) Мюриель Барбери

URL
   

Dum spiro, spero!

главная